С чего стоит начать практическую часть? Конечно же, вы полагаете, что сейчас, с первых же строк вам расскажут о том, как связать человека, зафиксировав ему левую ногу к правой руке, а правую ногу через спину за ухо.
Признаюсь, мне и самому было бы интересно об этом рассказать, тем более что я пока что не имею ни малейшего представления о том, как такое можно сделать, а, главное, зачем это нужно. Вот рассказал бы – и, может быть, сообразил бы что к чему. Но придётся начинать с довольно скучной темы. С узлов.
Об узлах, о том, какие они бывают, какие они не бывают, для чего они используются, а для чего нет, написано довольно много книг, в том числе и по-русски. Лично я предпочитаю справочник «Морские узлы» Льва Скрягина. Узлов, описанных в этом справочнике достаточно для того, чтобы полностью обиходить здоровенное парусное судно. Что уж говорить об одном-единственном человеке, попавшем в наши бондажистские лапы.
Практика показывает, что для верёвочного бондажа с лихвой хватает четырёх простых и одного не очень простого узла. Описания этих узлов я приведу по справочнику Скрягина, выделяя скрягинские описания курсивом, а несомненную пользу их для бондажа и области их применения в нашем ремесле обрисую дополнительно.

Самым распространённым узлом в нашем деле является узел с полувоинственным названием «простой полуштык».
простой полуштык
Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется. Простой полуштык применяется для соединения двух тросов «чужими» и «своими» концами.

Поскольку наше дело не морское, нам не требуется крепить ходовой конец схваткой. В бондаже полуштык применяется не как завершающий узел, но как узел, позволяющий сменить направление хода верёвки, или как перехват.

А вот для закрепления концов, или для наращивания одного конца другим используется прямой узел.
прямой узел
Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки (рис.а). Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис.б). Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом (рис.в). При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать?. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 — 2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на схеме (г). Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Если вы внимательно прочли скрягинское описание узла, то обратили внимание на то, что прямой узел, с одной стороны, очень надёжен (например, шнурки ботинок, завязанные прямым узлом, гарантированно не развяжутся по собственному желанию), а с другой стороны, легко развязывается. И, спрашивается, что ещё нужно бондажисту?

Бондажисту, разумеется, нужно ещё много всякого. Бондажист нипочём не согласится провести остаток дней, наслаждаясь прямыми узлами. Тем более что прямой узел уместен для связывания двух концов, но что, если конец всего один?
Как раз на случай, когда необходимо закрепить одинокий конец, существует узел под названием «простой штык».
простой штык
Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Чтобы отличить правильно завязанный штык (а.) от неправильного (б.) штыка, две петли нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел, то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т.е. неправильно завязанного простого штыка, ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел. Основное применение простого штыка на флоте – это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепления лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Максимальное количество полуштыков в подобном узле не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские пословицы: «два полуштыка спасли корабль королевы» и «три полуштыка – это более чем достаточно и для королевской яхты».
Очевидно, что узла, достаточного для королевской яхты, достаточно и для нас. Но нужно помнить, что узел этот уместен в случае, когда коренной конец верёвки находится под нагрузкой.

Четвёртый простой узел используется в случае, когда нам надо создать утолщение на верёвке. И называется этот простой узел «простой узел».
простой узел
Это самый простой из всех известный узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым или правым. Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. При натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать. К нему как нельзя лучше подходит русская народная пословица: «Не велик узелок, да крепко затянут». Этот узел, как ни один другой портит трос, так как сильно его изгибает.
Из описания простого узла видно, что не стоит его крепко затягивать. Да нам оно и ни к чему. В нашем деле простой узел используется лишь для того, чтобы посадить в произвольном месте произвольной верёвки утолщение для усиления давления на тело.

И, наконец, очередь дошла до обещанного в начале непростого узла. Узел этот является незатягивающейся петлёй и используется, когда нам требуется… ну… в общем, когда нам требуется незатягивающаяся петля. Скажу вам по секрету, я в своей практике никогда не использовал этот узел, но во всех пособиях по бондажу, которые я читал, он непременно упоминается. Ну, вот и я его упомяну. Чем я хуже других?
Итак, «беседочный узел», или «булинь».
булинь
Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название «беседочный узел» происходит от глагола «беседовать» или от существительного «беседка». В нашем морском языке название этого узла произошло от «беседки», но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску – платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина «булинь», обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса «булиневым узлом», или просто «булинем». На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у всех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которым он обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и неморских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла – это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 – 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Вот, в общем, и все узлы, которые могут понадобиться бондажисту. Наверняка вы умеете вязать, как минимум, половину из них и пролистали эти страницы по диагонали, не найдя ничего для себя нового и интересного. Во всяком случае, я бы, наверное, поступил именно так. Но зато теперь мы имеем терминологию, которой я в дальнейшем буду пользоваться. И если вы обнаружите в тексте непонятные вам названия «прямой узел», «штык», или «полуузел», то сможете вернуться к этой части и посмотреть о чём же идёт речь.