ещё до того, как я уехал на КинбаКон, примерно за неделю, у Пигги родилась идея.
идея была в том, что надо бы мне написать текст о мифологии и мифах вокруг шибари.
ну, так я его не написал.
во-первых, предполагалось, что текст должен быть разгромным. а я – не поверите – не люблю громить. хотя получается обычно как раз наоборот почему-то.
во-вторых, я с инстинктивным недоверием отношусь к идеям относительно того, что мне надо бы сделать.
потому, что я (в-третьих) ленивый.
ну, а в-четвёртых я и так уже довольно много на эту тему. ну, то есть, я так думал, что довольно много и что кто-то это читал.
но вот я вернулся, обозрел интернеты и офигел. оказывается, всё как раз наоборот: довольно много – да. но – именно что мифов. откуда-то они вдруг повылазили повсеместно. и, как мифам свойственно, засоряют. преимущественно мозги.
добил меня случай на КинбаКоне, когда мне рассказывали о древнем самурайском искусстве кинбаку. путая кинбаку с кабуки.
так что вот, пишу очередное.
поехали.
первое. шибари и кинбаку – одно и то же. два разных слова для обозначения одного и того же явления. обычное дело, в русском языке вы такое тоже найдёте с лёгкостью. возможно, эти слова и различаются какими-то незначительными нюансами, но отсюда, из России эта гипотетическая разница не имеет ни малейшего значения. у нас попросту отсутствует культурный фундамент достаточный для того, чтобы сделать эти нюансы значимыми. и – самое главное – этого фундамента у нас никогда не будет. потому, что мы не японцы и никогда ими не станем, даже если будем носить халаты в хризантемах, кокетничать японскими словечками и фотографироваться с катанами.
второе. шибари отличается от “европейского” бондажа не нарочитой эстетичностью. и не каким-то особо возвышенным отношением к партнёру. и не отсутствием, или наличием секса. и не тем какие части тела связываются, а какие – нет. различие гораздо глубже и не заключается в чём-то одном, на что можно было бы показать и сказать: вот это – оно. я вообще не уверен в том, что смогу адекватно его передать. но всё же попробую в очередной раз. может быть, кому-то станет яснее.
Японская цивилизация – цивилизация статусов. настолько, насколько нам это вообще не представить, если специально не заниматься исследованиями в этой области. ну, может, ещё кому-то (единицам) посчастливилось (посчастливилось ли?) заполучить такой абсурдно высокий (по нашим меркам) уровень собственного достоинства, который хоть как-то приближается к японскому. такие люди тоже, в общем-то, понимают без серьёзных объяснений.
если вы любите и понимаете кошек, если способны сосуществовать с ними без вреда для их психики, то способны приблизительно понять каковы взаимоотношения между людьми в японском обществе. максимальная предупредительность японцев стала притчей во языцех. эта предупредительность зачастую кажется нам неискренней. потому, что мы предупредительны только к симпатичным нам людям и нам странна предупредительность ко всем. мы в неё не верим. а вот японцы по-другому не умеют.
но это только одна половина японской социализации.
вторая половина – чёткое и однозначное соответствие социальным статусам. мы потому и не верим в искренность японской предупредительности, что не понимаем: она существует в состоянии ожидания встречного, ответного действия. это ответное действие – соответствие статусу. и даже не просто соответствие, но активное соблюдение. по японским меркам вы обязаны вести себя так и только так, как вам предписывает ваша социальная роль. если вы самовольно выйдете за рамки этой неписаной (!) роли, вы совершите таким образом чудовищно неприличный, немыслимый поступок.
в определённом смысле вся Япония, каждый японец существуют в состоянии перманентной БД-сессии, жёсткой ролевой игры. шибари – ровно такая же ролевая игра, как и всё, что делают японцы, когда их больше одного.
так вот, собственно шибари, как я его понимаю, это даже не сам процесс игры. это процесс выяснения правил игры. то, что игра идёт – это даже не обсуждается. но вот по каким правилам она идёт – это-то и составляет суть процесса шибари. осторожное, на касаниях, на полутонах выяснение границ статусных ролей. и соответствие этим ролям, чтобы помочь партнёру не потерять лица в довольно щекотливой игре.
и вот тогда можно эстетствовать, или антиэстетствовать. можно трахаться сексом, или не трахаться. можно всячески подчёркивать уважение к партнёру, или всячески его унижать. это всё равно останется шибари.
третье. регулярно всплывающее “древнее самурайское искусство”.
нету никакого “древнего самурайского искусства”. точнее, оно есть, но к шибари оно имеет такое же отношение, как… ну, скажем, как искусство вырезывания деревянных ложек относится к искусству изготовления ложек серебряных. и то, и другое – про ложки, но не более того.
если вы прочитали и поняли предыдущий пункт, то вам отчасти должно уже стать понятно что к чему и почему.
миф о “древнем самурайском искусстве” гласит, что самураи, мол, проводили время с барышнями, развлекаясь при этом верёвками. либо же (как вариант) самураи для каких-то своих сугубо самурайских надобностей очень эротично пытали симпатичных пленниц. дознавались, мол, до военной тайны, совмещая полезное с приятным.
так вот, повторюсь, если вы прочли и поняли предыдущий пункт, то вам уже должна стать очевидной вся вздорность этого мифа.
потому, что самураи и развлекались с барышнями, и пытали барышень (если даже допустить, что такое случалось) в строгом соответствии с тем, как это принято было делать. а не принято было развлекаться бондажом знаете почему? потому, что нецелесообразно. всего-то навсего.
получить от женщины то, что нужно, гораздо проще без верёвок!
видите ли, миф о “древнем самурайском искусстве” предполагает отсутствие взаимодействия между кхе-кхе… самурайцем и гм-гм… самурайшей. как только мы допускаем взаимодействие, так пропадает целесообразность каких-либо действий с верёвкой – раз, и вообще вся конструкция делается принципиально невозможной по японским представлениям о допустимом поведении – два. силой принуждать женщину к чему-либо, для чего не существует принятого образца поведения категорически недопустимо, если смотреть на вещи по-японски! насиловать – можно, поскольку всем известно как ведёт себя жертва насилия во время насилия, как ведёт себя после. пытать – можно, поскольку образ поведения пытуемого тоже всем известен в различных вариациях. но вот совмещать, к примеру, сексуальное насилие и пытки – неприемлемо, поскольку никто не знает, как себя должна вести жертва. понимаете? только лишь поэтому.
итого, шибари как явление могло возникнуть лишь тогда, когда в нём стали заинтересованы обе стороны. когда “жертве” действия “мучителя” нужны не меньше, чем “мучителю”. тогда и только тогда обе стороны могут “договориться” об образе обоюдного поведения, не теряя при этом лица друг перед другом.
а такая ситуация стала принципиально возможной – когда? когда мнение женщины стало учитываться в мужских развлечениях.
то есть, вы будете смеяться, но возникновение шибари стало возможным лишь после начала более-менее феминистского движения в Японии. вот вам и “древнее искусство”, ага.
вот такие вот дела.
если чего забыл – напоминайте. расскажу ещё.
АлекЗандер, а можно это к себе в ЖЖ стащить?
можно, конечно.
Хорошо, что иногда ты побеждаешь свою лень, тогда другим ленивым людям можно в очередной раз расслабиться :)))
Отличный материал, все супер-доступно разжевано. Если после этого кто-то продолжит рассказывать некоторые забавные (изначально, даже без информации) вещи, то останется только предположить, что это у него такая нужная ему игра 🙂
кто-нибудь непременно продолжит.
мифология – штука такая, упорная. потому, что есть люди, нуждающиеся именно в мифах. и их, в общем-то, порядочно.
я ведь тут не рассматривал ещё причин возникновения и самоподдержания мифов – побоялся в очередной раз кого-нибудь обидеть ненароком, поскольку мифологией наш бздем насыщен чуть менее, чем полностью. да и тема куда обширнее, чем может показаться на первый взгляд.
может, когда и напишу.