как я

Хочу подытожить тему о противостоянии школ. Подытожить простым способом: рассказать свой вариант ответа. Может быть, он правильный, а может быть, нет. Но, во всяком случае, для меня это завершение темы: всё, что было сказать, сказал, остаётся слушать.

Почти все, кто заинтересовался темой, дали варианты, близкие к моему, но всё же мимо. Очень мимо.

Что близко: необходимость конкуренции. Есть конкуренция, противостояние — есть движение. Нет конкуренции — остановка, стагнация. Всё верно.

Что мимо: кому нужна конкуренция? Ваши варианты ответов были сходны в одном: конкуренция нужна мастеру.

Мой вариант: это нужно не мастеру, это нужно его искусству. Жаль, что приходится использовать слова, приближенные к пафосу, но других я не знаю. Мастер отдаёт себя своему искусству. Show must go on и что значит твоё «я» для того, что возникло до тебя и тебя переживёт?

Впрочем, можно быть мастером, ценя себя в искусстве, а не искусство в себе. Можно, да. Но при этом нельзя, невозможно быть учителем. Всё, чему научит учитель, идущий от своего «я» — это «думай, как я».

Автор: Alek Zander

Бондажист, автор этого сайта и ещё нескольких других, посвящённых БДСМ. То, чем я занимаюсь с 2002 года, называется кинбаку (kinbaku, kimbaku) или шибари (shibari). Это такая садомазохистская практика связывания в японском стиле, о чём вы, возможно, уже догадались по её названию. Практика эта весьма разнообразна и её конкретные воплощения разнятся от жёстких и брутальных до мягких, игрушечных. Со своей постоянной партнёршей Таней Гитлер (tanja_hitler) я выступаю, фотографирую, веду обучающие семинары.

20 комментариев

  1. Твой вариант имеет точно такое же право на существование, как и варианты других участников обсуждения. Не бывает однозначно правых или однозначно виноватых в наше время безопасных для участников сражений. А в те времена было проще — жив, значит, твоя техника, твое искусство сильнее.

  2. Хм.. Мне кажется, тема конкуренции имеет право на существование. Но только не в искусстве. Как, например, будет выглядеть конкуренция между Айвазовским и Моне?

  3. А. Да. Еще один вопрос. Если учить — преступление, то откуда тогда взялась русская школа балета?

  4. ‘покопавшись в своем восприятии’ — однако, лично для меня не приемлем подход, когда говорят «делайте, как я и не задавайте вопросов», мне просто необходимо понимать, почему что-то делается именно так, а не иначе…

  5. Зачастую первый этап обучения, кстати, очень часто встречающийся на семинарах по боевым искусствам — «делай как я». Когда ученик становится способен повторить за учителем технику, ему даются особенности исполнения, нюансы, объяснения, порой с историческим или даже философским подтекстом.

    Пример — изучение ката в карате. Начинаем с одной единственно правильной схемы (уровень белого пояса), заканчиваем предоставлением почти всех схем, почти всех трактовок разными великими мастерами прошлого и настоящего (уровень черного пояса, хотя в разных школах по-разному, кое-где уже старших учеников этому учат). С бункаем, разумеется (то есть с объяснением, почему так, а не иначе).

  6. Замечал, что частенько на семинарах по дзюдо часто не объясняют, почему надо так делать, а не иначе… и очень часто все выливается в легкую ругань, со стороны проводящих семинар, так как поголовно многие делают все иначе в итоге…

    Лично для меня оптимальный вариант проведения семинаров — это подробные объяснения каждого элемента техники, как это делает, к примеру, уважаемый рэнси Нариманов.Т.А. (6 Дан дзю-дзюцу и дзюдо)…

    Так что не могу согласиться с мнением, что отсутствие хотя бы элементарных объяснений даже на начальном уровне (во всяком случае с 5 кю) — есть эффективная методика преподавания…

  7. Про отсутствие элементарных объяснений никто и не говорит. 🙂 Элементарные, конечно, присутствуют.

  8. За Линдера — не скажу, уж слишком много вокруг него спорных моментов… да и не видел его я лично, в отличие от остальных вышеперечисленных и уважаемых преподавателей Б

  9. А данный вопрос был не про бондаж, а про искусство вообще. Причем с четким отсылом к предыдущему сообщению про конкуренцию между школами, так явно показанную в гонконгских фильмах про боевые искусства. Тонкие же намеки оставьте для других обсуждений, равно как и смягчения разных моментов.

    Да, и ещё одно — отучайтесь говорить за других. Вы здесь представляете себя, за себя и говорите. 😉

  10. Мое мнение боевые искусства стоит выделить из других искусств. Они отличаются и спобом развития и способом преподавания.
    Плохой ученик мастера боя умрет. Плохой ученик художника — нет. Это — главное отличие — ответственность за жизнь. Отсюда способ развития — конкуренция. Если какая-любо школа стала более успешной в поединках — у нее больше шансов остаться в живых, и это сигнал для других школ, что нужно повысить свой уровень.
    То же самое с оружием — если у противника более продвинутое оружие — твои шансы на выживание уменьшаются. Поэтому все дальше идет развитие.
    Эту логику сложно перевести на шибари… Конечно оно произошло от приемов связывания и конвоирования пленника, так что вроде тоже относится к воинским искусствам. Но! Здесь двигатель другой. Пока не могу точно сформулировать, что в голове крутится…
    Но учить в стиле — «делай как я» в любом икусстве нельзя однозначно. Если конечно не хочешь создать армию обезьянок.

  11. Кстати, про армию — солдат младшие офицеры учат на собственном примере. Но это отступление. Аналогия с Б

  12. To Lightspear: А я то думал, что разговор идет за преподавания, а с учетом того, что главный тред о бондаже, то мы и говорим об этом в итоге или же вы этого предпочитаете не замечать???
    Когда и за кого мне говорить — решу сам, благо на это у меня полномочий несколько более чем скажем так у многих других… Однако специально в вашем случае, более ничего смягчать не буду и свое личное мнение буду высказывать самым конкретнейшим образом… )

  13. To Lightspear: А теперь конструктивно: если вы вдруг однажды решитесь провести в Москве обучающий семинар по ходзё-дзютсу, которой будет проводиться с подробными объяснениями — я с удовольствием его посетил бы, так как наверняка в таком случае можно многое подчерпнуть из вашей практики…

    PS: Насчет критики с моей стороны — ничего личного, однако я считаю, что отрицательные моменты должны быть выявлены так или иначе и тогда, польза будет многим не малая…

  14. 2 мышонок:

    >»Плохой ученик мастера боя умрет. Плохой ученик художника — нет».

    а плохой ученик бондажиста (или ученик плохого бондажиста) может убить. а уж покалечить — как нефиг делать.

  15. To Кристиан: вы неправильно думали. Этак при обсуждении совершенно любого вопроса придется делать поправку на тему основного треда или даже сайта в целом.

    Семинары по ходзё-дзютсу в Москве пока не планируются. В Питере — да, планируются, но по направлению боевых искусств, в рамках традиционных международных семинаров по джиу-джитсу, а не по бондажному направлению.

  16. 2piggy Это точно. Поэтому шибари ближе к воинским исскусствам в моей классификации.

    2Lightspear Нашей паре фантазия помогает повышать уровень.

  17. Но при этом нельзя, невозможно быть учителем. Всё, чему научит учитель, идущий от своего «я» – это «думай, как я».

Добавить комментарий для КристианОтменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.