Первый, главный, и, в общем-то, единственный инструмент бондажиста — верёвка. Ну, на самом-то деле, инструмент этот не единственный. Есть ещё руки, голова и фантазия. Но фантазию свою мы не выбираем — она или есть, или её нет, — а вот подходящую лично нам верёвку выбрать вполне в состоянии.
Кстати, небольшая ремарка в сторону. Бондажистами я буду в дальнейшем называть не бондажистов вообще, а тех, кто вяжет японский верёвочный бондаж, в частности. От того, что так удобнее.
Так вот, о верёвках, о том какие они бывают, какими они должны быть обязательно и какими они быть не должны, я вам тут и попробую рассказать.

Сперва немножко истории. Судя по всему, верёвками человек умел пользоваться ещё в неолите. Во всяком случае, в Финляндии, были обнаружены самые древние узлы, относящиеся именно к этому периоду. Уж не знаю где и у кого они хранились, и почему их никто не распутал за столько времени, но факт остаётся фактом.
Правда, в те далёкие времена не было ни нейлона, ни капрона, ни даже болоньевых плащей. Поэтому предки наши пользовались верёвками из натуральных материалов. Из пеньки, льна, шерсти. В общем, изо всего, что можно было разобрать на длинные гибкие волокна и потом скрутить, или сплести. Некоторые даже умудрялись делать верёвки из собственных волос, о чём нам авторитетно поведали братья Гримм. Конечно, если бы предки умели делать мономолекулярные нити, то ни сплетать, ни скручивать верёвки им бы не понадобилось.
Но они не умели.

Изо всего этого можно сделать четыре вывода.

Вывод первый: верёвки бывают из синтетических материалов и из натуральных.
Вывод второй: верёвки бывают плетёные и кручёные.
Вывод третий: предоставленная сама себе верёвка, раз уж она скручена, или сплетена, запросто может раскрутиться, или расплестись.
Вывод четвёртый: человечество не произошло от инопланетян, поскольку иначе мы давно пользовались бы мономолекулярными нитями. Даже в неолите.

Натуральные материалы — это всё, что можно собрать, состричь, ободрать или просто вырастить в природе. Как то: пенька, лён, шерсть, луб некоторых древесных пород, солома, хлопок, даже асбест. Человеческая фантазия в отношении использования разнообразных подручных материалов неистощима.
Синтетические материалы — это то, из чего делается нынешняя одежда и, как я лично подозреваю, некоторая еда. Во всяком случае, если сравнить на вкус капроновую верёвку и булочку из стандартного железнодорожного обеда… Впрочем, я отвлёкся.
Так вот, синтетические верёвки изготавливают, в основном, из капрона и полипропилена. Не совсем понятно, почему при всей мощи современной науки и техники на изготовление синтетических верёвок идут лишь эти два синтетических материала. Не думаю, что все остальные виды уходят в железнодорожные столовые. Хотя от этих железнодорожников всего можно ждать.

От материала, из которого изготовлена верёвка, зависит несколько важных для нас (бондажистов) качеств. Открываем конспекты и пишем.
Три самых важных, на мой взгляд, качества это прочность, тянучесть и скользючесть. То есть, какую нагрузку может выдержать верёвка, насколько она может растянуться и насколько хорошо удерживает узлы.
С нагрузкой всё понятно. Думаю, мало кого обрадует, если в самый неподходящий момент ваш нижний, заботливо привязанный к стеночке, вдруг грянется, не имея возможности подставить зафиксированные руки, или ноги. Поэтому необходимо крайне внимательно следить за допустимой нагрузкой на верёвку. При продаже верёвки всегда указывается её предел на разрыв и на растяжение. Это разные виды прочности. То есть, одна и та же верёвка может выдерживать груз при статической нагрузке, но если тот же самый груз рывком уронить, она лопнет. Для нас важнее прочность на растяжение, поскольку нагрузки при бондаже статичны. Но всё же лучше перебдеть, чем недобдеть и обзавестись верёвками с высокими показателями прочности как на растяжение, так и на разрыв. Не поленитесь спросить у продавца какую нагрузку она выдерживает.
Кроме того, надо всегда иметь в виду, что верёвка из натурального материала может со временем менять свои свойства. При неправильном уходе она может попросту сгнить и порваться от легкого рывка.
Более прочны и менее чувствительны к условиям хранения верёвки из синтетики. Но. Есть у них пара не очень приятных особенностей. Во-первых, они растягиваются. А это значит, что, работая с синтетической верёвкой, вам будет сложно проконтролировать степень её натяжения. Во-вторых, синтетика не очень хорошо держит узлы. Под нагрузкой узлы на синтетике имеют обыкновение скользить и развязываться.
Натуральные верёвки, наоборот, лишены этих недостатков. Они и не тянутся, и узлы держат хорошо, но за это требуют ухода за собой. Особенно они боятся гниения, а потому их нужно тщательно сушить после воздействия воды, и хранить в сухих местах. Между прочим, даже если вы не склонны к соблюдению гигиены, всё равно натуральные верёвки стоит как минимум, хорошенько просушить после сессии. Поскольку пот вашей модели — жидкость не хуже иных прочих, да ещё и органическая. Что умеет делать гниющая органика, знает любой, кто хотя бы раз видел неумытого бомжика. Так что лучше всё таки периодически отправлять верёвки в стирку.
А ещё натуральные верёвки можно дополнительно обработать, о чём я более подробно расскажу чуть позже.

По способу изготовления верёвки, как я уже сказал, делятся на плетёные и кручёные. Разница между ними заметна невооружённым глазом. Кручёные верёвки изготавливаются скручиванием нескольких жил, а плетёные — переплетением. Традиционно в шибари используются кручёные верёвки из натуральных материалов, но это не догма.
Нельзя однозначно сказать, что от способа изготовления зависят какие-то важные качества верёвки. Но, по моим, наблюдениям, плетёные верёвки часто оказываются менее гибкими, чем кручёные. Справедливости ради надо отметить, что у меня никогда не было верёвок, изготовленных различными способами из одного и того же материала. Так сложилось, что плетёные верёвки, попадавшие в мои руки, были синтетическими, а кручёные натуральными. Возможно, дело именно в этом.

Независимо от того, каким способом верёвка была сделана, разобрать себя на составляющие она стремится всегда одинаково. Она расплетается на концах. Чтобы этого не происходило, концы необходимо обрабатывать. Даже если вам нравятся мохнатые кисточки. Мы ведь учимся связывать, а не пользоваться мохнатыми кисточками.
Обрабатывать концы для предохранения от самороспуска можно по-разному. Проще всего в этом отношении синтетика. Концы синтетической верёвки достаточно слегка оплавить на огне и распускаться они уже не будут. Но надо сказать, что способ этот, хотя он и прост, всё же имеет существенный недостаток: оплавленная синтетика становится твёрдой и таким твёрдым наконечником вы можете оцарапать свою модель. А это не всем нравится.
Чтобы избежать подобного вредительства, можно обработать оплавленные концы напильником, а можно поступить совсем иначе. Если уж вы решили связаться с синтетикой, то можно быть последовательными до конца и зафиксировать концы не плавкой, а, например, скотчем. Это тоже довольно простой способ: просто обмотайте скотчем верёвку в том месте, где собираетесь её резать и режьте прямо по центру обмотки. В результате у вас получится два конца, зафиксированных скотчем. Этот способ удобен ещё и тем, что, используя скотч различных цветов, вы можете промаркировать куски верёвки различной длины. В дальнейшем вы убедитесь, что это весьма удобно.

Если же вы решили отдать предпочтение натуральным материалам, то скотч уже не подойдёт. И вовсе не из соображений качества. Дело в том, что, поскольку мы будем вязать шибари, а шибари по определению эстетичен, то озаботиться единством стиля следует заранее. Так что обрабатывать натуральные верёвки мы будем такими же натуральными способами. Пока что мне известен лишь один хороший способ обработки концов натуральной верёвки. Обшивка.
Если вам когда-нибудь доводилось держать в руках иглу, то обшивка не доставит вам хлопот. Пару раз прошейте верёвку насквозь в полутора-двух сантиметрах от края. Этого будет достаточно, чтобы закрепить нитку. Затем виток к витку плотно намотайте нитку по направлению к концу верёвки. Сантиметровой обмотки вполне хватит. Ещё раз прошейте верёвку насквозь в конце обмотки, а затем сделайте два-три крупных стежка поперёк всей обмотки. Это предохранит её от распускания. Всё.
Такой способ удобен ещё и потому, что, используя разноцветные нитки, вы можете промаркировать свои верёвки.
Несколько раз я слыхал, будто есть способы заплетать концы верёвок, не прибегая к дополнительным средствам. Но мне эти способы неизвестны. Если кто-нибудь их знает и может меня им научить, я буду только рад.

Я уже дважды упомянул о цветовой маркировке. Для чего она нужна?
Дело в том, что в шибари используются верёвки различной длины. Например, двух-трёхметровые отрезки удобны для связывания рук и ног. А ещё, если вам где-нибудь не хватит длины верёвки, вы сможете надставить её таким трёхметровым куском. Пяти-шести трёхметровых отрезков в хозяйстве будет вполне достаточно. Или пусть их будет семь-восемь, чтобы заведомо хватило с лихвой на всё, что вы придумаете.
Куски длиной восемь-двенадцать метров используются в обвязках груди, бёдер. Или для комбинированных обвязок. Таких отрезков вам понадобится три-четыре. А отрезки от двенадцати до пятнадцати метров предназначены для обвязок, охватывающих всё тело. Их нужна всего пара.
Так вот, чтобы выбрать из спутанной груды нужный вам кусок, неплохо промаркировать верёвки цветом в зависимости от длины.

Есть и другой выход. Вы можете ничего не маркировать, а просто хранить верёвки таким образом, чтобы у вас ничего не перепутывалось. Короткие куски удобно складывать в два-четыре раза и завязывать узлом посередине.
Более длинные куски лучше скручивать в кольцо и обвязать это кольцо одним из концов, создав петлю, за которую удобно подвешивать такую скрутку на крючок, или на гвоздик, или ещё на что-нибудь, на чём вы будете хранить свои верёвки.
Разумеется, если вы очень аккуратный человек, то никто не запретит вам промаркировать верёвки, и хранить их в полном порядке. Это будет лучше всего, поскольку шибари требует аккуратности. Но, с другой стороны, дзен учит не очень-то фиксироваться на форме, отдавая предпочтение содержанию. Иными словами, поступайте как хотите, лишь бы это помогло вам хорошо вязать.

Раз уж зашла речь о размерностях, то самое время рассказать о наиболее распространённых толщинах, использующихся в шибари.
Наиболее ходовая толщина верёвки шесть-восемь миллиметров. Более тонкая верёвка, во-первых, выглядит довольно жалко, а, во-вторых, попросту сильнее врезается в тело модели. Конечно, если вы поставили целью разукрасить свою модель сеточкой а-ля мясной орех, то ваш выбор — четырёхмиллиметровая верёвка. Но лучше использовать её для связывания волос и тому подобной тонкой работы.
Более же толстая десятимиллиметровая верёвка используется там, где необходимо максимально распределить сильную нагрузку. Например, при подвешивании.
Итого, на начальном этапе вам понадобятся пять-шесть трёхметровых кусков, три-четыре двенадцатиметровых и один длиной в пятнадцать метров. Толщиной в шесть-восемь миллиметров. Лучше всего, чтобы это были отрезки одной и той же верёвки. Как вы понимаете, обвязка, состоящая наполовину из синтетики, наполовину из пеньки будет выглядеть несколько эклектично.

Лично я использую джут-восьмёрку и вполне этим доволен. На выборе материала сказалось несколько причин. Во-первых, джут выглядит довольно аутентично при вязке шибари. Ещё лучше было бы использовать натуральную пеньку, но, между прочим, пенька — это ни что иное, как конопля. Потому-то её (пеньку) так сложно найти. Видимо, наркоманы скуривают верёвки дотла по пути от производителя до магазина.
Во-вторых, джут — грубый материал. Поэтому верёвки из него получаются более кусачие, чем из других материалов. Моим моделям это нравится.
Ну, и в-третьих, случайно обзаведясь шестьюдесятью метрами джута, я решил, что от добра добра не ищут и остановился именно на нём. И, хотя с тех пор в мои руки попадали верёвки из разнообразных, часто довольно экзотических материалов, теперь это уже дело привычки. Я привык к своим верёвкам. Мы вместе натворили уже довольно много всякого.

Между прочим, верёвки из натуральных материалов можно дополнительно обрабатывать для придания им более специфических свойств. В частности, натуральную пеньку, или джут часто рекомендуют депилировать. Кроме шуток. Удалять с них лишний жёсткий ворс. Лучше всего это делается при помощи огня. Возьмите свою ворсистую верёвку и опалите её над огнём как курицу. Из мохнатой верёвки вы получите лысую.
Или ещё натуральные верёвки можно варить для придания им дополнительной мягкости. Рецептура такого варева меняется у каждого источника, но все сходятся на том, что в самом конце верёвку нужно прополоскать в течение пары часов в ополаскивателе для белья. Лично я однажды попробовал воспользоваться одним лишь ополаскивателем. Результат получился точно такой же, как и после трёхчасовой варки с последующим ополаскиванием.
Короче говоря, как измываться над своими верёвками, выбирайте сами. Всё, что я сделал со своим рабочим джутом — это лишь выбрал из него всевозможный мусор и щепочки. Что и вам настоятельно советую.

В общем и целом, в этой главе содержится не очень много информации, которая по-настоящему необходима бондажисту. Просто мне надо чем-то заполнить пособие для придания ему солидного размера, а вам эти необязательные сведения могут помочь блеснуть при случае эрудицей. Но в следующей главе я обещаю быть предельно серьёзным.